© 2000 Суламита
Ты просишь меня рассказать тебе о Страхе Божьем, и вот, ныне гусиное перо припасла я, и оно в руке моей. Скрип его приятен уху друга моего и слова от острия его происходят.
Как же я могу рассказать тебе о предмете твоего вопроса, если он не определен и столь краток, что не находится в нем места для означения уже доподлинно ясных моментов?
Что же такое доподлинно ясный момент? - Это не нечто общеизвестное, такое, которое и не требует обращения к себе внимания размышляющего, не нечто, однако, и прадестинированное. Понятие "момент" означает, как видно, некую единицу или количество времени, в рамках которого образовавшаяся к началу этого периода мысль абсолютно не изменяется и не может быть подвергнута какому-либо превращению, например забыванию ее или присовокуплению к ней иных феноменов. Таким образом "момент" есть ничто иное как монада, а доподлинно ясный момент я определю как доподлинно ясную монаду измышления.
Какова же и где имеет место быть в этом случае доподлинно ясная монада измышления? - Вопреки возможному мнению, такая монада единственна, и значит ответ на вопрос тоже лишь один, а к истине, которая в нем заключена, тебе суждено подходить с разных сторон, ступая, соответственно, на лежащие с разных сторон разные покрытия опоры, называемой базисом.
Теперь, когда этот момент освещен мною, обращусь к Страху Божьему и расскажу тебе о Нем всю правду.
Что же такое правда? - Одни говорят: "правда это то, что лежит справа, на юге"; другие, в противность первым, говорят: "это то, что стоит одесную Престола"; и третьи утверждают, безапелляционно отметая мнения первых и вторых: "нет, это то, что движется от севера к югу, и значит правда есть зло".
Конечно, третья из перечисленных позиций более всего разумна. Правда подобна стреле, выпущенной из нордического лука красным охотником, хотя иногда его видят и зеленым, но это в данном случае не будет мною пояснено. А когда стрела прилетает к цели, то исправляет ее и таким образом воцаряется правда. Когда стрела вонзается в нечто живое, то оно умирает, но когда только на подлете, то содрогается. Страшен звук летящей стрелы, а о звучании тетивы я даже не говорю.
И вот эта правда на остром наконечнике своем несет яд. Яд же зачинает в убитом стрелою - мудрость, и значит правда является началом мудрости. Вселяемый полетом стрелы ужас является атрибутом летящей стрелы, а сама она, в свою очередь, является ничем иным как неотъемлемой частью пославшего ее, лишь видимо отделенной от него. И поэтому говорят, что начало мудрости - это страх божий.
Об этом страхе фактически непрерывно говорится в Библии, но наиболее совершенны в контексте изучения мудрости несомненно Притчи Соломона, и значит другие упоминания страха можно не рассматривать здесь. В Притчах же сказано дважды так: "Начало мудрости - страх Божий",
и отнюдь не
один раз добавлено:
но в этом случае "начало мудрости" описывается словами:
что само по себе могло бы и навести на невеселые размышления, если бы Писания были действительно не испорчены переписчиками. Я же говорю тебе: читай , а - не читай; читай , но не читай .
Вот, вопрос полностью мною разъяснен для тебя, обдумай слова эти и положи их в сердце твое, как в сосуд.
Вернуться на домашнюю страницу Суламиты